Заполярье — 2014

В этот раз свои двери распахнул нам самый крайний из доступных для простого путешественника северный город Мурманск – столица русского Заполярья!

Экипаж UAZ Patriot:
Эдуард (капитан, водитель, механик)
Татьяна (водитель, штурман, старпом механика)
Кирилл (и швец, и жнец, и на дуде игрец
)
Тайга (служба охраны, карело-финская лайка)

Автомобиль: UAZ Patriot (УАЗ-3163)
год выпуска: 2012
двигатель: ЗМЗ-409.10
объем: 2,7 л
мощность: 128 лс
комплектация: Limited

Для кого-то это пустой звук, а для нас это было настоящим событием. Берег Баренцева моря, пересечение полярного круга, тундра!

А дело было так… Еще весной на осень семейным советом утвердилась поездка на Иовское водохранилище (Кандалакшский район), немного выше северного полярного круга, 1500 км от Москвы. Весьма неблизко, но для нас уже в пределах разумного (границы сознания постепенно расширяются). Решено — сделано.

30 августа кортеж из одного нагруженного до верху УАЗа с четырьмя пассажирами на борту взял курс на север. Вечером состоялась, ставшая традиционной, встреча с друзьями в Шексне. Еще раз благодарим их за теплый прием и заряд отличного настроения, сообщенного нам на предстоящие 12 дней скитаний по дорогам и лесам севера.

Таня и Кирилл

Таня и Кирилл

 

Алексей и Кирилл

Алексей и Кирилл

Знакомая трасса «Вологда — Кириллов — Пудож – Медвежьегорск». Как всегда, бензин на нуле перед заправкой ТНК на выезде из Пудожа (на перегоне Кириллов – Пудож (330 км) нет ни одной заправки!).

Кирилл в своей вотчине

Кирилл в своей вотчине

Вечно холодная стоянка на реке Рагнукса.

Завтрак

Завтрак

Заправка ТНК в Медвежьегорске, поиски в темноте хоть какого-то подходящего места для ночевки недалеко от поселка Лоухи. А дальше неизвестность, там мы еще не были.

Всего лишь съехали на обочину

Всего лишь съехали на обочину

По дороге к Кандалакше у штурмана возникло непреодолимое желание доехать до Мурманска. Уже второй раз до заветного города остается не более 800 км, а никак не доедем. На все мои «хочу» ответ один: «Не планировали!». Но если штурману что-то взбредет в голову, и если при этом еще штурман – женщина, то сопротивляться бесполезно. И мы поехали в Мурманск! Вы не представляете, сколько было радости и вдохновения!

Лесотундра

Лесотундра

Мурманск – это же БАРЕНЦЕВО море, практически самый север.

Река, текущая мимо Кольской АЭС

Река, текущая мимо Кольской АЭС

В прошлом году поездка на Белое море нам казалась значительным событием, а теперь это уже ерунда, мы едем на Баренцево море!

После пересечения полярного круга (66°33′33″ с. ш.) ближе к поселку Полярные Зори привычная нам тайга сменяется лесотундрой.

Полярный круг!

Полярный круг!

Деревца становятся значительно меньше, камней больше. Много впечатлений получаешь, проезжая Мончегорск. Там тундра – деревья карликовые, огромные каменные поля, и дымящий своими трубами город. Кажется, что это место вообще мало пригодно для жизни, настолько большой контраст с привычной нам средней полосой. А после Мончегорска снова лесотундра.

Тундра. Район Мончегорска. Карликовые деревья

Тундра. Район Мончегорска. Карликовые деревья

А вот это Лапландия!

Лапландия

Лапландия

Немногие знают, что Лапландия – это территория традиционного расселения саамов, в широком смысле она никогда не являлась единым государственным образованием. В настоящее время Лапландия поделена между четырьмя государствами: НорвегиейШвециейФинляндией и Россией (Кольский полуостров). Да, у нас в России тоже есть поселок с таким названием. Конечно же, увидев на трассе указатель, мы ни секунды не сомневались в том, что надо туда заехать. Лапландия превзошла все ожидания. К нашему удивлению это оказалось не то место, откуда начинал свое путешествие Нильс с дикими гусями. Лапландия – это поселок примерно из 140 жителей и воинской части, функционирование которой под сильным сомнением, плюс большой заповедник с дикой природой.

И вот он, долгожданный Мурманск. Идет ремонт последнего участка трассы «Кола» перед самым городом. Движение несколько затруднено (скорость не более 20 км/ч), но в целом все благоприятно.

Подъезд к Мурманску

Подъезд к Мурманску

Дорога идет по вершинам гор, открывается красивый вид на Кольский залив.

Кольский залив

Кольский залив

В Мурманске!

В Мурманске!

Проехали по городу, посетили мост через Кольский залив и Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны».

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны»

«Алёша»

У подножия статуи Вечный огонь.

Вечный огонь

Вечный огонь

В городе больше всего удивила заправка Лукойл с ПОСТоплатной системой расчета, т.е. подъезжаешь, вставляешь пистолет в бак, заправляешь, отъезжаешь, а потом идешь в кассу платишь. Сколько ни ездили, первый раз такое встречаем.

На берегу Кольского залива

На берегу Кольского залива

Всё, Мурманск посетили, так сказать, поставили точку. Теперь едем в леса, будем пробираться к водохранилищу.

Стелла «Мурманск — Город Герой!»

Кораблик

Кораблик

На 88-м километре трассы «КПП Салла-Аллакурти Р-21» стоит мемориал защитникам рубежа «Верман». Здесь в сентябре 1941 года были остановлены немецко-фашистские захватчики. В память об этом в мае 1945 года установлен обелиск. Подробнее про рубеж можно почитать здесь.

Мемориал «Рубеж Верман»

Мемориал «Рубеж Верман»

Полосухин Юрий Григорьевич — капитан. Награжден посмертно орденом Красной Звезды за мужество и отвагу, проявленные при разминировании местности и обезвреживании взрывоопасных предметов

В этих лесах находится очень большое количество братских могил. Все напоминает о прошлом. Никто не забыт, ничто не забыто.

Мемориал «Рубеж Верман»

 

Трасса «Кола»

Первым серьезным препятствием был мост из труб через речку. На пути «туда» преодолели его без проблем, на пути «обратно» бревном немного помяли бензобак и стабилизатор поперечной устойчивости.

Переезжаем через речку. Лесной мост!

Переезжаем через речку. Лесной мост!

Через железнодорожные пути УАЗ скакал только так, это для него не препятствие.

Через рельсы — легко!

В Карельских лесах сотовая связь большая редкость, в 99% процентах случаев ее нет. Нет даже возможности сделать экстренный вызов. Находишься в полной автономии. Раньше это было нормой, сейчас многие стали бояться остаться без телефона. На картах лесных дорог тоже чаще всего нет. Приходится ориентироваться на местности по интуиции или по GPS координатам (если их удалось найти до поездки), сверяя до секунд свое текущее местоположение. Иногда удается достать очень подробные карты, с лесными дорожками, мостами и бродами. Кажется, что проблем в дороге не возникнет. Но, поскольку наша страна переживает не лучшие свои годы, и обновлением топографических карт никто сейчас не занимается, приходится довольствоваться картами 40-х — 50-х годов, которые, в большинстве своем, в части лесных дорог и мостов неактуальны.

Лесные дороги крайнего севера

Лесные дороги крайнего севера

На карте изображена хорошая широкая дорога — на местности эта дорога уже заросла, на карте мост через реку — на местности только старые развалившиеся сваи. Чтобы не омрачить свой отдых, мы всегда разрабатываем один основной, и один-два запасных маршрута.  Если не проедем по первому пути, то по второму или третьему точно проедем. Так было и в этот раз.

Разрушенные мосты — обычное зрелище

Эдик проверяет брод

Эдик проверяет брод

Снова нет моста…

Многие задают вопрос – как вы выбираете места, куда поехать, как разрабатываются маршруты? Отвечаю: Сначала выбираем регион, куда хочется съездить (север, юг, запад, восток). После нескольких вечеров изучения карт созревают мысли, что было бы здорово поехать вот в это место. Далее на помощь приходит интернет, Яндекс карты, Google earth, иногда отчеты туристов, бывавших ранее в заинтересовавшем нас районе. Сопоставляя найденную из различных источников информацию, постепенно вырисовывается маршрут, изредка удается найти координаты стоянок.

Предварительно изучаем не только дороги, но и местность, насколько она благоприятна, какие есть ягоды, грибы, рыба, особенности погоды и водоемов. В общем, делаем все для того, чтобы поездка оказалась безопасной и интересной.

Девчонки на отдыхе

Девчонки на отдыхе

Иовское водохранилище встретило нас глубокой ночью. Тихо плескалась вода, ярко блестели звезды. Вокруг спокойствие и безмятежность. Дикая естественная природа.

Приехали на берег водохранилища ночью

Приехали на берег водохранилища ночью

Забрались вглубь леса на 15 км по тяжелой каменистой дороге.

А вот спуск к водохранилищу днем

А вот спуск к водохранилищу днем

Цель достигнута!

Цель достигнута!

Машина с опытным водителем может преодолеть ее только за 3 часа. Случись что, надеяться можно только на себя, помощи ждать неоткуда. Но не надо этого пугаться. Такие глухие места чаще всего безопасны. Летом и осенью животные на человека нападают крайне редко, вокруг очень много безопасной доступной еды, человека зверь старается обходить стороной. А люди, встреча с которыми, на наш взгляд, более непредсказуема, в этих местах бывают еще реже. Всегда вспоминаем поговорку: волков бояться – в лес не ходить.

Спать лучше всего дома :)

Спать лучше всего дома 🙂

Машину оставили в лесу метрах в 60 от берега. Большие валуны то там, то тут преграждали дорогу, проехать к воде на нашей машине было невозможно. Но кто же будет стоять в лесу, когда совсем рядом есть озеро?! Перетаскали все необходимые вещи на берег, разбили лагерь.

А вот и курочка!

А вот и курочка!

Первое утро пребывания на Иовском водохранилище показалось нам раем. Вода, солнышко, тепло.

Красота

Красота

К обеду задул ветер и не заканчивался до вечера. Ночью снова тишина, но под утро следующего дня ветер усилился и дул, не переставая, весь день. Рыба не ловилась. Под парусом на байдарке кататься тоже было нельзя, слишком сильно штормило. Утро третьего дня — снова ветер. Не смотря на сложность дороги, мы решили сменить место пребывания. Хотелось тихой погоды и рыбалки.

Ветер пригибает тент к земле

Ветер пригибает тент к земле

За один перегон к часу ночи приехали в район Сегежи. Снова по интуиции свернули с дороги в лес и вскоре нашли отличную стоянку на берегу озера! Утром развернули лагерь по полной. Решили однозначно остаться здесь до конца отпуска.

Идеальная стоянка

Идеальная стоянка

Сторож

Сторож

Место великолепное. Есть ягоды (голубика, шикша, брусника, можжевельник). Грибов, по сравнению с Заполярьем, поменьше.

Голубика свисает над водой

Голубика свисает над водой

Ночной костер

Ночной костер

Погода стоит сухая. Все бы хорошо. Баня есть.

Готовим баню

Готовим баню

Парус есть.

На рыбалку под парусом

На рыбалку под парусом

Да рыбы нет )) За два дня удалось поймать только 4 окуня, и то одного за брюхо. Дно песчаное, как на экзотических пляжах, питаться рыбе особо нечем.

Окуньки

Окуньки

Думали-думали, и решили снова сменить место стоянки, поехать на проверенное озеро, где были два года назад.

Ну и пусть, что дорога туда тоже не всегда проезжая, сырая, но там точно есть рыба! И поехали.

Крыша машины

Крыша машины

Дорогу к озеру нашли сразу, но были сильно удивлены произошедшими переменами. Мост через ручей, который в прошлый раз мы в прямом смысле собирали сами из валявшихся по бокам дороги бревен, стал хорошо накатанной дорогой на вырубку. Там, где полевая дорога полностью утопала в воде, было практически сухо.

Вот это — практически сухо

За 2012 год фото этого места нет, только видео.

На озере Ниголамба есть единственная стоянка, к которой можно подъехать только на внедорожнике.  Дорогу сюда мало кто знает. Не смотря на середину рабочей недели, она оказалась занята! Туристы приехали буквально за час перед нами и, к счастью, уезжали в этот же день жить на остров. Договорились, что они немного отгонят в сторону машину, и нам не придется уезжать.

Довольные и счастливые, разложили лагерь в гостях у большого количества мошкары, которая вылезла полетать из-за теплой погоды.

Стоянка на озере Ниголамба

Стоянка на озере Ниголамба

Поразила и перемена, которая произошла с озером. Вода ушла от берега почти на 10 метров.

2012 год — воды очень много

2014 год — вода ушла

И началась настоящая рыбалка!

Рыбалка с берега

Рыбалка с берега

Копченая рыбка

Копченая рыбка

Улов за утро

Улов за утро

Обед

Обед

Озеро Ниголамба является маленькой частью Верхнего Волозера, на берегу которого стоит деревня с одноименным названием. К деревне есть отличный подъезд. Большинство туристов, которые хотят отдохнуть на этих озерах, доезжают до деревни, оставляют там машины и на лодках едут отдыхать на острова.

Закат

Закат

Среди местных жителей есть индивиды, которые называют себя бизнесменами. Берут с туристов деньги за стоянку и предлагают также за деньги отдыхать в избушках, которые они построили сами на островах. С тех, кто от избушек отказывается, все равно берут деньги за стояние в палатках, мотивируя это тем, что это их родина и тут надо платить. Короче, местный рэкет. Но весьма трусливый, знают, что все эти действия незаконны. Вот и нам в этот раз «повезло» с ними столкнуться. Очень нелепо выглядит человек, который заинтересован в том, чтобы к нему приезжали туристы отдыхать, и вместо того, чтобы приглашать переселиться из палатки в домик и рассказывать о том, как у них тут хорошо, начинает угрожать и просить денег. С нами разговаривать не просто, в итоге с чем приехал, с тем и уехал. Не скажу, что этот визит омрачил нашу поездку, но неприятный осадок остался. Для будущих туристов скажем прямо – езжайте и отдыхайте. К счастью, леса и озера пока не частные, и каждый имеет право на отдых и рыбалку в любом месте нашей общей родины.

Как домой-то не охота!

Как домой-то не охота!

Расходы на поездку:

Километраж: 4758 км
Бензин: 661 л
Средний расход: 14 л/100 км (при общем пробеге по спидометру 75000 км).
Машина ни разу не ломалась.

P.S. Также смотрите видеоролик по мотивам этой поездки.

 

Метки: , , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

1 комментарий: Заполярье — 2014

  1. Уведомление:Видеоролик Заполярье 2014 | Вещмешок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *