Киргизия 2017. Граница, Бишкек и дорога на Иссык-Куль

Киргизия — очень красивая горная страна со множеством великолепных ущелий, водопадов, с нетронутой дикой природой. Завораживают взгляд и ледники на горных вершинах, озаренных лучами яркого солнца, и стада животных, свободно пасущихся высоко в горах. Но об этом позже, сначала нужно пройти границу. Итак, поехали…
Почитать про дорогу Москва-Алматы можно в записи Казахстан 2017 .
Про достопримечательности столиц Казахстана подробно написано в статьях Астана и Алмата.

Экипаж:
Эдуард (капитан, водитель, механик)
Татьяна (водитель, штурман, старпом механика)
Миша и Ваня (юные путешественники)

Автомобиль: UAZ Patriot (УАЗ-3163)
год выпуска: 2012
двигатель: ЗМЗ-409.10
объем: 2,7 л
мощность: 128 лс
комплектация: Limited
пробег: 135272 км

Содержание статьи

Погуляв по Казахстану, в 5 часов утра мы отправились из Алматы в Кыргызстан на озеро Иссык-Куль. По трассе встречались гаишники, свободно патрулирующие дороги в местах запрещения обгона или ограничения скорости.

Кордайский перевал

Кордайский перевал

Вот здесь, на Кордайском перевале, гаишники особо любят ловить нарушителей скоростного режима.

Кордайский перевал

Нечестная заправка у пограничного перехода Карасу

Бензин в Киргизии стоит как в России, поэтому заправлять полные баки лучше в Казахстане. Прямо у пограничного перехода Карасу по трассе есть заправка (GPS: 43.002062, 74.865155).  Не смотря на наличие домика-магазина, заправщик принимает деньги себе в карман. Мы такого сюрприза не ожидали, сразу закралось сомнение, что что-то тут не чисто, но поскольку ехать куда-то назад искать заправку было не разумно, решили заправиться.

Результат: в один из 36-литровых баков в нашем УАЗике уместилось аж 39 л. Не знаю, сколько бы еще вошло, если бы Таня не попросила остановить подачу топлива. На фотографии расположение этой нечестной заправки. Она одна у погранперехода. Не заправляйтесь там, обманывают!

Пограничный переход Карасу

Переход границы Казахстан — Киргизия, пункт пропуска Карасу

Около 10 утра встали в очередь на переход границы, пункт пропуска Карасу (GPS: 43.000086, 74.866171). К счастью, она была небольшая, машин 10-15. Данный пункт пропуска не многолюден, но работает только в светлое время суток, учитывайте это при планировании маршрута.

Пограничный пункт  Карасу

Казахская сторона

  • Проверка граждан РФ

У граждан России спросили только паспорт и миграционную карту, свидетельства о рождении на детей.

  • Досмотр машины

Машину досматривают отдельно. Присутствует только водитель. Наслышавшись про поборы пограничников с мирных русских путешественников, я заранее в отдельном местечке приготовил две купюры по 5000 тенге (по 1000 руб.) на всякий случай. Но не пригодились, Казахстан прошли быстро.

Киргизская сторона

  • Проверка граждан РФ

Для пассажиров проверка была совсем простая. Попросили российские паспорта взрослых и все. Даже на детей свидетельства о рождении не спросили. Никаких миграционных карт, фотографирования, ничего. Возможно, в базе данных у себя они делают отметку о дате въезда, но человеку на руки никаких бумаг с отметками не дают.

  • Проверка граждан Казахстана и Киргизии

Если вы житель Казахстана или Киргизии и едете на собственном автомобиле с местными номерами, то можете пройти границу гораздо быстрее в следующих далее по этой же дороге пунктах. С российскими номерами машины там не пропускают.

  • Досмотр машины

Киргизский пограничник долго меня мутозил расспросами кто, куда, откуда, зачем, при этом повторяя одни и те же вопросы много раз. Но я морально к этому был готов (давным-давно украинская граница кое-чему научила). На одни и те же вопросы, заданные в разных формах, отвечал спокойно, честно и одно и то же. И в конце беседы он, все же, намекнул на мзду. «Говорят, Россия щедрая душа!», — проговорил он почти шёпотом, предусмотрительно отведя меня к открытой двери багажника.  «Да какое тут богатство? Вон машина какая, ночуем в палатках», — ответил я, махнув рукой в багажник. «Россия щедрая, а ты, значит, нет?» — сказал пограничник, и добавил: «На обратном пути готовь.» На том и расстались.

Совет: ни в коем случае не поддавайтесь на провокацию! Не предлагайте деньги, пока вас явно об этом не попросят. За это не просто штраф, за это тюрьма!

Правила дорожного движения в Киргизии

Правила дорожного движения Киргизии подробно описаны на сайте «Дорожная безопасность».

От себя добавим:

  • Никакую страховку при въезде в страну покупать на автомобиль не нужно, все ездят без ОСАГО.
  • Превышать скорость здесь нельзя даже на 1 км/ч. Все знаки указывают максимально разрешенную скорость, превысил — штраф.
  • Гаишников на дорогах мало, но встречаются, преимущественно днем в населенных пунктах.
  • Движение спокойное, скорость мало кто превышает.
  • Мы не превышали, гаишников видели, но нас ни разу не останавливали. Знаний российских правил хватило для безаварийной езды.
  • Штрафы примерно как сейчас в России.

Бишкек (бывший город Фрунзе)

После бесплатного удачного прохождения границы мы решили заглянуть в столицу Киргизии Бишкек (бывший город Фрунзе). Это совсем не по пути, но у нас еще была цель снять немного сомов (это не рыба, это киргизские деньги) и купить местную симку с интернетом.

По дороге встречаются в полях арыки.

Арык в полях Киргизии

Продукты питания

Приехав в Бишкек, мы подумали, что приехали в прошлое. Столица Киргизии живет в конце 90-х, не иначе. В магазинах всего полно, но продукты неизвестного качества, состава на многих нет вообще, сыры и молочные продукты попадаются с истекшим или почти истекшим сроком годности. Почти все завезено из России.

Вообще очень странно, несмотря на то, что в Киргизии и в Казахстане хорошо развито животноводство, со свежими молочными продуктами в магазинах очень напряженно. Встречаются только долго хранящиеся сыры, типа курта, и разные ультрапастеризованные пакеты. Жаль, что не возникло мысли сделать фотографию.

Бензин

Цены на бензин немного дороже, чем в центральной части России. Заправки встречаются не так часто, но проблем с ними не возникало. На большинстве крупных заправок оплату можно произвести банковской картой.

Газпром вездесущ

Улицы города

Улицы города калоритны. Большинство надписей на киргизском языке, многие женщины с покрытой головой.

Шашлычная в Бишкеке

Торговые ряды в Бишкеке

Центр города сильно отличается от периферийных районов своей ухоженностью, красотой зданий.

Мы посетили площадь Победы. По прилегающей к ней улице Шопокова парковка платная, в 2017 году стоимость составляла 40 сом без ограничений по времени. Ходят парковщики в синей майке, собирают деньги и дают чек. Чек сохраните, т. к. парковщики могут к вам подойти не один раз и требовать оплатить стоянку. Их работает много на одном участке.

Парковка у площади Победы Бишкек

В центре пощади — Мемориал, построенный в 1985 году к 40-летию Победы. Три сходящиеся наверху дуги символизируют юрту, внутри которой у Вечного Огня стоит женщина-мать с чашей в руках, ожидающая возвращения с войны своего мужа и сыновей.

Мемориал Победы в Бишкеке

Вечный Огонь Бишкек

Сюда же приходят молодожены сфотографироваться и сказать спасибо всем, кто защитил мир от фашизма.

Свадьба Бишкек

Две скульптурных композиции

Бойцы с детьми, возвращающиеся с войны

Бойцы, несущие разобранный пулемет

Живая беседка — единственное место, где можно укрыться от палящего солнца

«Недострой» и «Скорострой»

Но стоит свернуть на любую маленькую улицу, как попадаешь в настоящий аул.

Жилой сектор Бишкека

Жилой сектор Бишкека

Вот эта чудесная достопримечательность на картах называется «Кузнечная крепость».

Достопримечательность «Кузнечная крепость» в Бишкеке

Мобильный интернет

В ЦУМ-е в центре города купили сим-карту оператора «О!». Можем сказать следующее:

  • Покупать симки лучше в офисе оператора, а не в точках продаж, т. к у них часты сбои в программах и, купив симку в торговой точке, может получиться так, что заработает она только часов через 6, когда устранят сбой. При покупке у оператора таких казусов нет.
  • Для покупки у официальных представителей оператора нужен паспорт.
  • Выбор тарифов достаточно большой.
  • Покрытие тоже нормальное, в маленьком Каджи-Сае ловило неплохо.
  • Прямо на кассе спрашивайте настройки интернета, сотрудники охотно помогают все настроить.
  • Как и везде, если вы покупаете несколько симок, чтобы звонить друг-другу, берите симки у одного оператора.
  • Если вы хотите раздавать интернет, то заранее спрашивайте условия раздачи для вашего тарифа.
    На тарифных платах «Переходи на О!» использовать смартфон в качестве точки доступа к интернету для других устройств (в режиме модема) не получится без подключения услуги «Раздавай интернет!», стоимость летом 2017 года была 80 сомов (80 руб.) за неделю.  Подключить услугу можно с телефона в любое время.

На наш взгляд, мобильный интернет в Киргизии пока находится на этапе становления.

Обмен валют

Обменять российские рубли на сомы можно в Бишкеке во многих обменных пунктах. Они могут быть как в банках, так и отдельной «будочкой» в магазине. Курс примерно 1:1. Позже выяснили, что при поездке на Иссык-Куль самый выгодный вариант — это брать с собой побольше российских рублей наличными и менять их в поселке Боконбаево недалеко от Каджи-Сая.

Только не пробуйте снимать сомы с российской карты Сбербанка или Тинькова — очень большая комиссия. Узнавайте комиссию по вашей карте на снятие заранее, еще в России.

В любом случае, после перехода границы желательно купить хотя бы немного сомов, даже если курс не очень выгодный, т. к. все расчеты в Киргизии производятся только в сомах. Всегда желательно иметь деньги на бензин, на еду и на непредвиденные расходы (например, штраф гаишнику :)).

Не самый выгодный курс обмена

Дорога Бишкек — озеро Иссык-Куль

Под вечер мы отправились из Бишкека на Иссык-Куль. Дорога проложена сквозь длинное Боомское ущелье в горах Тянь-Шаня. На сегодняшний день — это отличная трасса, достаточно безопасная для движения, свободная. Поражает наличие среди этих высоких гор железнодорожной ветки, построенной в 1948 году, соединяющей города Бишкек и Балыкчи (ранее Фрунзе и Рыбачье). Сколько труда было вложено советским народом, чтобы через горы проложить такие трассы. Вдоль дороги течет быстрая речка Чу.

Дорога через Боомское ущелье, Киргизия

Придорожный орел — хищник гор

Единственное неудобство — ночью дорога мало где подсвечивается. Фары встречных автомашин ярко сияют на фоне горной тьмы. Есть большой плюс — наличие разделительных ограждений на всем протяжении ущелья.

Дорога через Боомское ущелье на Иссык-Куль

Существует одна опасность при движении через любые ущелья — возможные обвалы камней, от которых никто не застрахован. Происходят они преимущественно после сильных продолжительных дождей или подземных толчков любой силы.

Придорожное кафе

Преодолев высокогорный участок, поздно вечером заглянули в придорожное кафе. Меню представлено разнообразием местной кухни. Я глянул на список и понял, что ничего не понял. Для меня, что бешбармак, что куурдак, что лагман ни о чем не говорят.

Киргизская кухня

Официантка так и не смогла объяснить, из чего и как это все готовится. Поэтому выяснив, что везде есть мясо, но в куурдаке с картошкой, а в бешбармаке с лапшой, на этом и остановили свой выбор. На фото бешбармак с говядиной и конскими сосисками (это те кругляши слева, что похожи на баклажаны). Мне понравилось.

Бешбармак

А вот загадочный куурдак с мясом.

Куурдак с мясом

Приехали

Величественный Иссык-Куль открывается путешественникам после проезда города Балыкчи. И далее дорога идет вдоль озера. Ночью с дороги озера не видно совсем, хотя оно рядом. Трасса освещается только в населенных пунктах.

Озеро Иссык-Куль

А вот и поселок Каджи-Сай. Приехали!

Поселок Каджи-Сай, Киргизия

Продолжение читайте в записи Киргизия 2017. Каджи-Сай.

Метки: , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *