Казахстан 2017

Задолго до поездки на семейном совете обсуждался вопрос — на чем поехать в Казахстан с детьми в августе? Долго выбирали между машиной, поездом и самолетом. Полетев самолетом или отправившись поездом, мы почти ничего не увидим, весь обзор ограничится видами из окон и полной зависимостью от городского транспорта в месте назначения. Взвесив все «за» и «против»,  выбрали поездку на своей собственной машине, не смотря на расстояние в 4000 км в одну сторону. Дети тоже одобрили наше решение, хотя их соблазн полетать на самолете был велик.

Экипаж UAZ Patriot:
Эдуард (капитан, водитель, механик)
Татьяна (водитель, штурман, старпом механика)
Миша и Ваня (юные путешественники)

Автомобиль: UAZ Patriot (УАЗ-3163)
Год выпуска: 2012
Двигатель: ЗМЗ-409.10
Объем: 2,7 л
Мощность: 128 лс
Комплектация: Limited
Пробег: 135272 км


Содержание статьи

  1. Маршрут
  2. Где остановиться на ночь в дороге
  3. Как забронировать жилье через интернет
  4. Пересечение Границы Россия-Казахстан
  5. Скоростной режим в Казахстане
  6. Гаишники в Казахстане
  7. Про съемные квартиры
  8. Костанай
  9. Астана
  10. Караганда
  11. Озеро и город Балхаш
  12. Алматы




Подготовка к поездке

Напишу вначале немного о подготовке к поездке. Кроме маршрута, всех путешественников всегда интересуют вопросы: где остановиться на ночь в дороге, как забронировать жилье через интернет и что нужно для пересечения границы. Где покушать и как развлечь детей — дело второе, обычно не доставляющее больших сложностей. Итак, по-порядку.

Маршрут

Москва — Нижний Новгород — Казань (1-я ночевка) — Уфа (2-я ночевка) — Троицк  — пересечение границы с Казахстаном — Костанай (3-я ночевка) — Астана (4-я ночевка)  — остановка по дороге в степи в связи с наступлением темноты (5-я ночевка) — ночевка на реке Каскеленка перед Алматой (6-я ночевка) — Алматы. Если соблюдать правила и спать ночами, что очень актуально особенно в поездках с детьми, то дорога в одну сторону занимает полных 6 дней. Очень поздно вечером 6-го дня или утром 7-го дня можно быть в Алмате.

Где остановиться на ночь в дороге

Скажу сразу, что поскольку дорога была для нас новой и предполагалась быть долгой, решили заранее забронировать квартиры в крупных городах, кроме Казани (там мы уже были в 2008 году). Гостиницы мы не бронируем ввиду их высокой стоимости и отсутствия возможности приготовить еду самостоятельно. Брони были сделаны в квартирах, сдающихся посуточно, в Уфе, Костанае (Казахстан) и Астане (Казахстан). Автомобильный перегон между этими городами по времени составляет 8-10 часов.

Как забронировать жилье через интернет

Мы обычно бронируем жилье через сайты ниже:

  1. (Если у вас нет аккаунта на Airbnb, то при нажатии на кнопку    вы получите скидку 1 500₽ для первой поездки стоимостью от 4 000₽). Если регистрироваться с нуля самому сразу на сайте, то бонусов не будет.
  2. (Если у вас нет аккаунта на Booking.com, то при нажатии на кнопку  вы получите 1000 руб на вашу карту после совершения первой поездки. Если регистрироваться с нуля самому сразу на сайте, то бонусов не будет.

Пересечение Границы Россия-Казахстан

Все необходимые документы для пересечения границы описаны в таблице ниже.

Список документов, необходимый для пересечения границы России с Казахстаном

Есть еще несколько служебных документов, удостоверяющих личность, по которым также можно пересекать границу. В нашей таблице они не описаны.

 А теперь подробный рассказ о нашем путешествии

Москва — Казань, трасса М7.

Из Москвы до Нижнего Новгорода долетели быстро, за 6 часов. Плюс 1 час уходит на проезд города и выезд на трассу М-7 в сторону Казани. В самом Нижнем Новгороде есть немало мест, где можно остановиться погулять, если есть время. Но об этом будет в другой статье. Сейчас мы едем в Казань, где по плану должна была ночевка. Но, как известно, все самое неожиданное случается очень неожиданно, и вот на трассе М-7 между небольшими городками Лысково и Воротынец у нас одномоментно вытекает охлаждающая жидкость из двигателя. Пищит панель приборов, и машина вынуждена остановиться на обочине. Лопнул шланг. Поломка внесла коррективы в планы, поэтому ночевать пришлось между Чебоксарами и Казанью. Что ж, чего на свете не случается, чего на свете не бывает, особенно в дороге. Главное — не унывать! Уже в полной темноте мы нашли прекрасное место для ночевки на берегу Волги в Козловском районе Чувашии, рядом с деревней Криуши (GPS координаты: 55.89745, 48.12783). На свет фар выбегают лисы.

Лиса

Лиса

Расставили палатку и спать. Секрет для тех, кто приехал ночью в начале августа на Волгу: если двигаться быстро, то комары не успевают вас догонять!

Утром быстро собрались, перекусили, искупались и в Казань.

Начинаем разбор палатки

на р.Волга

Летняя теплая Волга

 

Казань

В Казани мы были 8 лет назад во время поездки на Урал. Она всё такая же красивая.

Казань

Торговый центр «Пирамида»

Мечеть Кул-Шариф

Мечеть Кул-Шариф

Башня Сююмбике

Падающая башня Сююмбике

А этого памятника в 2009-м году мы не заметили, хотя он поставлен в 2008-м одинокому благотворителю, который почти все заработанные деньги отдавал нуждающимся.

Галимзятов Асгат Галимзянович

К вечеру выехали из Татарстана.

Татарстан

И въехали в Башкирию.

Башкирия

Уфа

Ночевка предполагалась в Уфе на съемной квартире. Мы уже сильно опаздывали к оговоренному заранее интервалу времени прибытия. Во-первых, часа два или три ехали до Казани, потом погуляли по ней самой. А когда въехали в Башкирию, вдруг осознали, что вдобавок ко всему и часовой пояс поменялся на 2 часа. В город приехали после полуночи. Хорошо, что самый узкий и при этом самый загруженный участок дороги с уральскими перевалами мы проехали еще днём. И хозяйка квартиры порадовала — радушно приняла даже в столь поздний заезд — около 01:00.

Жилые кварталы Уфы

Съемная квартира в Уфе

Съемная квартира в Уфе

Переход границы Россия — Казахстан

Переночевав в Уфе, на следующий вечер мы прибыли на границу с Казахстаном близ города Троицк.

Троицк

В сам Троицк не заезжали, т. к. дело клонилось уже к вечеру, сегодня нужно доехать до съемной квартиры в Костанае, а нам предстоит ещё проходить границу. Немного отдохнув и отбросив все страхи насчет слухов о тяжелом прохождении границы между Россией и Казахстаном, двинулись к пограничному пункту «Бугристое». Кто не в теме, расскажу, как это обычно происходит.

Очередь на границе

Подъезжаете к границе и видите огромный хвост из фур. Не следует пристраиваться в самый конец, для фур особые условия досмотра, у них отдельная очередь. Объезжаете их слева и едете до другого хвоста уже из легковых автомобилей — это и есть ваша очередь. Пока стоите в очереди на Российской стороне, к вам будут подходить различные агенты и предлагать страховки на автомобиль. Покупать у них или нет, решайте сами. Мы не решились.

Казахское ОСАГО

Дело в том, что, согласно правилам вождения автомобиля в Казахстане вы должны иметь при себе:

  1. Водительское удостоверение (достаточно российского);
  2. Свидетельство о регистрации автомобиля;
  3. Диагностическую карту (выдают при прохождении техосмотра);
  4. Свидетельство о страховании ОСАГО на территории Казахстана. ОСАГО должно быть только казахским, российские не работают!

Мы, опасаясь обмана, покупали страховку уже пройдя пограничный контроль, оплатив ее рублями на территории Казахстана. Да, на границе рубли тоже принимают. В 2017-м году страховка стоила 2000 рублей на 30 дней.

Паспортный контроль пассажиров

Автомобили на досмотр запускают партиями по 3-5 штук, как повезет. И вот дальше нужно шевелиться очень активно, особенно водителю, чтобы не попасть в длинную очередь на паспортный контроль. Сначала проезжаете, куда вам укажут. Затем все дружно, и пассажиры и водитель, хватаете документы и бегом в очередь на проверку паспортов. Не забывайте, может подъехать автобус, и все его пассажиры дружно выстроятся в очередь перед вами. Нам повезло, стояли недолго. Лучше вперед пропустить водителя, потому что ему еще предстоит присутствовать при проверке автомобиля.

Досмотр автомобиля на Российской стороне

У автомобиля просят открыть капот, все двери и багажник. Самый большой интерес сотрудники предъявляют к багажнику. Поскольку мы палаточные туристы, у нас до самого верха багажник забит различными вещами: спальники, палатка, матрасы, пенки, продукты, теплые и «нетеплые» вещи, обувь, газовый баллон, газовая плита, раскладной стол и стулья, запчасти, инструмент, канистра, три домкрата и различная мелочевка. Словом, минимум обычного автопутешественника. Почему минимум? Потому что максимум мы берем, когда едем на север! Но даже имея всего лишь такой минимум мы выгодно отличались от остальных автомобилистов, у которых кроме двух аккуратных чемоданов ничего больше и нет. Бросив грустный взгляд в багажник нашего автомобиля, замученный сотрудник попросил достать пару сумок и открыть их. Потом пошарил руками по остальным вещам. На этом досмотр машины закончился. Водителей других машин обычно просили свои аккуратные, не рассыпающиеся в руках чемоданы, носить на рентген-контроль. Опять же, как повезет.

Досмотр автомобиля и паспортный контроль на Казахской стороне

На казахской границе было еще проще. Машину даже не осматривали. Как-то мы быстро прошли и паспортный контроль. Кстати, нужно будет заполнить миграционную карту, но это дело одной-двух минут, имейте при себе на каждого взрослого по одной шариковой ручке. Не вздумайте потерять эту карту, могут быть проблемы при выезде! Впрочем, если ехать по загранпаспортам, то карту заполнять не требуется, вместо этого вам поставят штамп в загранник. На границе обязательно спрашивают куда едете, к кому, на какой срок. Не забывайте, граждане России без регистрации могут находиться на территории Казахстана 30 дней. Далее вы обязаны зарегистрироваться. Наконец-то, все проверки пройдены, и вот мы в Казахстане!

В этих вагончиках-киосках продают страховки и меняют деньги

Начинало стремительно темнеть, да и время сдвинулось еще на час не в нашу пользу. А нас уже ждут в Костанае. Пользуясь пока еще доступной российской связью, мы отправили сообщение хозяевам квартиры и родственникам. А нам на сегодня еще предстоит ночью проехать порядка 180 км по чужой стране, с отсутствием связи и с пока непонятным скоростным режимом.

Скоростной режим в Казахстане

Вскоре мы, конечно, разобрались со всеми правилами дорожного движения:

  1. В городе — 60 км/ч.
  2. За городом — 100 км/ч, но если на дороге присутствует разделительная полоса, то разрешено 110 км/ч.
  3. Превышение свыше 10 км/ч карается огромными штрафами. Штрафы действительно огромные, в 10 и более раз выше наших российских. За превышение до 10 км/ч не штрафуют.
  4. У большинства перекрестков установлены знаки 20 км/ч, не игнорируйте их. В ночи не все посты ДПС хорошо подсвечены, а гаишники бдят.
  5. Во многих местах установлены камеры.

Гаишники в Казахстане

Местные нам рассказали, что у ГАИшников отобрали палочки, и теперь они могут останавливать автомобили только взмахом руки. Выглядит нелепо. Тем не менее, если вы видите сотрудника ДПС, который машет вам рукой, вы должны остановиться.

  1. С целью проверки документов сотрудники ДПС могут останавливать машины только на постах.
  2. Гаишники занимаются «свободной охотой» на нарушителей, то есть автомобиль ДПС незаметно пристраивается сзади и едет за вами, ждет нарушения. Он также умеет фиксировать скорость встречных и попутных автомобилей, сам находясь в движении.
  3. Если вас остановили, то самостоятельно выходить из машины запрещено. Вышел — штраф.  Но если сотрудник просит выйти, то нужно выйти. Не вышел — штраф.

Мы старались соблюдать все правила дорожного движения. Это сложно, т. к.  дороги в целом хорошие, а ограничений скорости много, часто абсолютно нелогичных. За всю поездку нас остановили только однажды на обратном пути при выезде из Астаны. Причем ГАИшник махнул рукой, а я не сразу понял, чего он мне машет, мое сознание реагирует только на полосатую палочку. Взглядом и жестом спросил его, мол на обочину? Он кивнул. Через опущенное стекло я предъявил все документы по его требованию: российские права, свидетельство о регистрации на машину, казахскую страховку и, наконец, по его же требованию — диагностическую карту. Тяжело вздохнув, он отправил нас восвояси.

Про съемные квартиры

Напишу немного по поводу съёмных квартир, в которых мы ночевали. Их было три: Уфа, Костанай и Астана. Какие они будут заранее понять по фотографиям на сайте не всегда удается. И стоимость квартиры не прямо пропорциональна ее оснащению и комфорту. Квартиры мы снимали все почти по одной цене (около 1500 руб за сутки). К примеру, в Уфе квартира была самая обычная, в Костанае тоже пустая однушка, а в Астане огромная студия с современным ремонтом. В целом, останавливаться в квартирах неплохой вариант: можно помыться, отоспаться на кровати, воспользоваться интернетом. По нашему опыту, перед тем, как забронировать жилье надо связаться с хозяином (можно через сайт) и задать интересующие вас вопросы. Вот список вопросов, который важен для нас:

  1. Разрешено ли курить в квартире?
    Если разрешено и вы не курящие, то находиться внутри вам будет неприятно, т. к. запах сигарет не выветривается из съемных квартир
  2. Есть ли набор посуды, чтобы приготовить поесть?
    На сковородки в дешевых квартирах практически не надейтесь. Они на 90% всегда оказываются с антипригарным покрытием все исцарапанными, т. е. готовить на них нельзя. Кастрюли обычно есть, но не всегда. Уточняйте тот минимальный набор, который вам нужен. По нашим наблюдениям, самых обычных прихваток нет почти нигде, мы берем их с собой. Всякая «экзотика» типа венчика и открывалки для консервов тоже встречается не часто. Зато штопор почти всегда в наличии 🙂
  3. Возможен ли поздний заезд?
    Если вы не уверены, что сможете приехать в разумное время, напишите хозяину заранее, чтобы вас ждали. В дороге может всякое случиться, поэтому хорошо до выезда взять у хозяина номер телефона.
  4. Читайте отзывы о данном жилье. Большинство отзывов все же реальные, из которых можно предварительно понять, что вас ждет.

В целом, во время путешествий мы редко останавливаемся в квартирах. Но на этот раз решили, что не зная чужой страны, нужно сначала осмотреться. К тому же, мы умеем ночевать в лесу или на крайнем севере, а в неизведанной степи еще не приходилось. В итоге, осмотревшись, остальные дорожные ночи провели исключительно в палатке, о чем ничуть не пожалели.

Костанай

В Костанае глаз путешественника, первый раз приехавшего в Казахстан, останавливается на необычной восточной архитектуре.  Можно прогуляться по паркам, сходить в театр, отдохнуть в аквапарке, посетить музеи. В наши планы подробный осмотр города не входил. Мы здесь только переночевали и отправились дальше в столицу.

Улицы Костаная

Съемная квартира в Костанае

Съемная квартира в Костанае

Центральный рынок

В городе можно заехать на центральный рынок (GPS координаты 53.219741, 63.641048) на улице Победы 56А и купить намного дешевле, чем в России, различные фрукты и овощи. Также там находится и вещевой рынок. Расчет только в тенге.

Кондитерская фабрика «Баян Сулу»

Если вы любители сладкого, советуем вам заехать в Костанае на кондитерскую фабрику «Баян Сулу». Там можно весьма не дорого купить любые вкусняшки в дорогу. Адрес: г. Костанай, ул.Бородина, д. 198 А (район Складской). Рядом с магазином находится и сама фабрика. Есть большая бесплатная стоянка для автомобилей.

Фирменный магазин кондитерской фабрики Баян Сулу

Бензин в Казахстане гораздо дешевле, чем в России. В России мы платили в среднем 36 руб за литр 92-го. В Казахстане он стоит около 29 рублей. На фото цены в тенге, курс 1 рубль = 5 тенге.

Цены на бензин в Казахстане

Казахские степи

Выехали из Костаная, и начался типичный Казахстан. Кругом степь. В Костанайской области встречаются деревья, чем дальше отъезжаешь, тем их меньше. и постепенно исчезают совсем. Зато на редких озерцах можно встретить много птиц.

Цапля

Параллельно автомобильной трассе на всем протяжении пути до Алматы идет железная дорога. Иногда по ней едут очень длинные товарные поезда. Встречаются и пассажирские.

Степи

В степях работают кукурузники, орошают и удобряют поля.

Кукурузник — работник полей

Астана

Традиционно в Астану приехали в темноте.

Ночная Астана

Ночной город перенасыщен различными фонариками. Скорее всего, такое оформление связано с проводившейся в Астане всемирной выставкой ЭКСПО-2017.

Солнце, Земля и Вода. Экспо-2017. Астана

Переночевали в съемной квартире, которая оказалась просто шикарной за те же 1500 руб. в сутки. В ней было все, даже продукты питания в большом количестве. Пользуйтесь чем хотите — без дополнительной платы.

Спальня в съемной квартире в Астане

Кухня-студия в съемной квартире в Астане

Кухня-студия в съемной квартире в Астане

Переночевав, отправились гулять по этому красивому современному городу. Подробно о достопримечательностях читайте в статье «Астана». Прогуляв до темноты, мы, естественно, понимали, что до Караганды сегодня не доедем. Решив, что в Казахстане мы уже  «осмотрелись», заночевали прям на выезде за Астаной, возле чьего-то огорода (GPS координаты: 51.11815, 71.63299).

Фризлайт

Караганда — Балхаш

Изначально мы планировали за день преодолеть 600 км и из Астаны сразу же доехать до Балхаша, что абсолютно реально сделать по дорогам Казахстана. Но поскольку одного дня в Астане нам оказалось мало, мы выдвинулись дальше в Караганду уже после 15:00, что значительно уменьшило вероятность выполнения наших планов.

Астана Караганда — трасса отличная. Летим на максимально разрешенной скорости. Участок Астана — Караганда — 200 км.

Вот они — непонятные ограничения скорости на магистралях

Промышленная Караганда с трассы. Все в дыму, но в самом городе дыма не ощущается.

Промышленный город Темиртау

Караганда

В самой Караганде движение небыстрое — примерно 40 км/ч, трасса идет через город.

Улицы Караганды

Надпись — Я люблю Караганду

Остановились во дворе одного из домов вдоль трассы передохнуть. Дети устают от долгого сидения, нужны остановки для разминки. Попрыгали на большом надувном батуте за символическую плату в 50 руб. без ограничения времени.

На обычной детской площадке за столом собрались дети и взрослые. Все вместе они были увлечены лепкой фигурок из цветного песка.

Караганда

После Караганды вплоть до Балхаша дорога сильно испортилась. Асфальт либо провален, либо бугрится, либо вовсе отсутствует. Скорость упала до 40-60 км/ч. Какая длина этого участка дороги, нам было неизвестно.

Дорога Караганда — Балхаш

Вечерело. Решили не мучить ни себя, ни машину и переночевать где-нибудь среди бескрайних казахских степей, как когда-то это делал Чингиз-хан :). У повората на Акбастау на карте нашли небольшую речку и поехали на ночевку. Вокруг — предгорья Тянь-Шаня. Именно наличие предгорий придавало колорит этому месту. Речка под названием Шерубайнура оказалась очень чистой с быстрым течением и глубиной по колено. Вода вечером теплая, приятно ополоснутся после жаркого дня. Утром вода сильно остывает, но, тем не менее, все равно умыться и ополоснуться очень приятно. Читая книги и просматривая фильмы раньше я не понимал степняков. Скучно же, кругом трава и больше ничего. Лишь побывав в настоящей степи, начинаешь понимать всю прелесть этой широты. (Координаты GPS: 49.29853, 73.49632)

Ночлег в степи

р. Шерубайнура

Ночевка в степи

Команда

Вокруг места нашего ночлега растет рис.

Будущий плов

Рис

В начале августа 2017 года степь в районе Караганды и Балхаша не была выжжена. Много цветущих растений, расцветки самые разнообразные, но преобладают желтые, розовые, фиолетовые и белые. По пути встречаются павильоны с ульями. В ноги постоянно втыкаются мелкие колючки — растения любого юга. Часто вдоль дорог видны солончаки, т. е. соленые озера с белыми берегами. Встречаются белые почвы — это соль выступила.

Казахские соленые почвы

Соленое озеро

Табуны лошадей пасутся далеко от селений. Наверняка, они на ночь домой не возвращаются. Коровы пасутся под присмотром чабанов верхом на лошадях. Иногда встречаются смешанные стада: в них и коровы, и телята, и лошади, и жеребята, и даже верблюды.

Корабли пустыни

Вдоль дорог пасутся стада коров, лошадей и овец

Озеро и город Балхаш

Часам к 17 доехали до Балхаша.

Въезд в город Балхаш

Рыба — главное богатство озера Балхаш

Памятник самолету МИГ — символ мощности, силы и мужества русских людей и казахов, строивших города в степях Казахстана.

Монумент «Самолет – МИГ»

Мечеть

Памятник лошадям в городе Балхаш

Пятиэтажный Балхаш

Проехать на озеро Балхаш можно не заезжая в город, но нам нужно было купить продуктов. В центре города на улице Ленина находятся мелкие магазинчики, около которых торгуют еще и бабушки с рук. Но есть также и магазин самообслуживания. Найти его непросто. Находится по адресу г. Балхаш, мкрн. им. Сатпаева, д. 15. Магазин работает без выходных и перерывов с 9:00 до 22:00. Ассортимент для маленького городка вполне приличный.

Магазин самообслуживания Фудмарт. Картинка с сайта http://www.stroymart.kz/shop/bal2.jpg

Купив продуктов, мы отправились на озеро Балхаш искать место для ночевки.

Балхаш

Степь вокруг озера выжжена солнцем. Изредка встречаются зеленые кустарники и небольшие пучки травы. Озеро похоже на море, неожиданно появляющееся средь бескрайней степи.

Озеро Балхаш

К большому нашему изумлению и сожалению, вокруг озера сплошная помойка из пластиковых бутылок, пакетов и других отходов человеческой жизнедеятельности. Единственное большое озеро-море в Казахстане люди совсем не берегут.

Берег озера Балхаш — сплошная помойка

Приехали в будни, все равно много туристов с палатками. Деревьев по берегу крайне мало и все заняты. GPS координаты, где можно встать под деревом при наличии свободного места: 46.7654, 74.79327.

На берегу Балхаша растет джигида

С заходом солнца появляется очень много мелких комаров, поэтому лучше ложиться спать с закатом. Иногда на озере за короткое время поднимается сильный ветер, поэтому палатки лучше укреплять заранее, еще при хорошей погоде. Волны при таком сильном ветре небольшие. Ветер может принести кратковременный дождь. На западном берегу, где мы остановились, вода пресная, зеленого цвета, мутная. Берег каменистый — мелкие камешки, в основном, с острыми гранями. Закругленных камней, как на море, почти нет. Ходить лучше в обуви.

Фауна озера Балхаш

Чайки

На следующий день задул сильный ветер и стал накрапывать дождик. И мы решили, что нужно уезжать.

Ветер на озере Балхаш. Палатка улетит, если отпустить.

Сначала подумали, что объехав озеро Балхаш, мы убежим от ветра, остановимся на озере Алаколь.

Кстати, при желании, проезжая озеро Балхаш, можно с обочины купить рыбу холодного копчения: целый сом за 2500 тенге (500 руб.) и жерех за 2000 тенге (400 руб.). Очень и очень вкусно.

Дорога вокруг озера Балхаш

Но на озере Алаколь ветер дул нисколько не слабее.

Ветер на озере Алаколь, машина неподвижна

Небольшое озеро Алаколь по трассе М-36 (не путать с большим одноименным озером к востоку от Балхаша по трассе А-3) находится рядом с юго-западным берегом озера Балхаш. На озере много разных птиц, но добраться до них можно только пешком. Местность заболочена, много осоки и тростника, которые затрудняют подход. Почвы глинистые, мягкие, засасывающие. Деревьев нет, даже редких. Для фотографирования нужна оптика с большим увеличением. Если ветер поднялся на Балхаше, то и на Алаколе он будет дуть с такой же силой, укрыться от него негде.

Озеро Алаколь

Пришлось ехать дальше почти до самой Алматы, благо дорога стала хорошей. Можно ехать до 100 км/ч.

Куртинское водохранилище

Когда стемнело, пытались найти место для стоянки на восточном берегу Куртинского водохранилища.

  • Спуски к воде очень крутые,  каменистые
  • Вода находится далеко внизу, растительности почти нет
  • По берегу стоит много рыбаков. Рыбалка платная
  • Ночью, при чистом небе, водохранилище выглядит сказочно: темные высокие горы, зеркальная водная гладь, полная тишина, яркие звезды и мягкий лунный свет
  • Но к воде подойти не очень просто. Глинистые почвы засасывают. Подходы есть только по камням, надо внимательно выбирать место, куда ступать.

После нескольких неудачных попыток найти свободное место, смогли спуститься к воде на пустой берег. Набрали воду в бутылку и помыли парочку купленных по дороге дынь. Пока ели, вдалеке сверкала молния, и мы решили, что место слишком открытое, в случае грозы спрятаться негде. Шутить с молнией побоялись, поэтому решили ехать дальше искать другое место для ночевки.  Подъем снизу вверх оказался труднее спуска. Ночью дорогу на камнях совсем не видно, приходится самому выбирать, где ехать. Машина в гору буксует, пришлось включить передний мост и пониженную передачу. При неправильном выборе дороги можно перевернуться.  Здесь нужен только внедорожник.  Когда поднялись, в степи видели двух тушканчиков в свете фар автомобиля.

Где еще нельзя останавливаться на ночевку по трассе М-36

По пути была еще парочка неудачных попыток найти стоянку:
1. Озеро Сорбулак. Въезд запрещен, озеро сточных вод.
2. Неизвестное озеро/водохранилище в Илийском районе (43.412480, 76.659412). Очень сильно пахнет сероводородом, стоять невозможно, дышать нечем.

Река Каскеленка

Кто ищет, тот всегда найдет! И мы нашли прекрасное место на берегу быстрой реки с мутной водой под названием Каскеленка (GPS координаты: 43.24372, 76.65386).

Стоянка на берегу реки Каскеленка

Река  Каскеленка

Проснувшись утром, мы вдруг увидели вокруг себя прекрасные горы Тянь-Шаня. Ночью гор совсем не было видно.

Тянь-Шань

И множество хищников, гнездящихся в густой тополиной листве.

Хищник

Эти птицы собираются в огромные стаи штук по 50.

Пернатые хищники

Рядом с рекой водятся змеи, сами видели одну коричневую, уползшую в кусты.

Алматы

Хорошо позавтракав и отведав на десерт арбуза, мы отправились в Алмату — вторую столицу Казахстана.

Алматы

На въезде большая пробка, потому что здесь располагается рынок и много светофоров, но потом движение нормализуется и в целом по городу ехать не напряжённо. В городе бензиновый мотор на УАЗ Патриот работает туговато, с натягом, потому что воздух разреженный. Основная часть города стоит на высоте от 500 до 1500 м. над уровнем моря.

Алмата

Наши друзья, с которыми намечалась встреча в Алмате, прилетали вечером, поэтому мы решили начать осмотр достопримечательностей города. Куда сходить в Алмате можно прочитать в статье «Алматы».

Переночевав у друзей, на следующий день рано утром, еще до рассвета, мы поехали в Киргизию на озеро Иссык-Куль. Подробно об этой поездке можно узнать из статей о Киргизии.

Алмата

Алмата, 5 часов утра

За грибами в горы

После возвращения с Иссык-Куля, нас пригласили посетить казахские леса — сходить за грибами в горы! Чтобы добраться до грибных лесов, нужно иметь, как минимум, проходимую машину с высоким клиренсом, поскольку вам предстоит пересечь множество ручьев, перепрыгнуть через неисчислимое количество камней, подняться и спуститься по крутым склонам неимоверное количество раз. И там, где Макар телят не пас, но местные пасут большие отары овец, а табуны лошадей бегают даже ночами, вот там-то, если, конечно, повезет, вы и можете найти грибы.

Отправились на поиски двумя внедорожниками.

Дорога в горах

Ассы-Тургень. Поездка за грибами

Плато Ассы-Тургень. Поездка за грибами. Впереди внедорожник-проводник

Дорога в горах заняла около часа, зато в конце пути нас ждала награда в виде непередаваемых словами видов.

Плато Ассы-Тургень. Закат

Нам повезло, место было свободно. И мы расположились на ночлег (GPS координаты: 43.27833, 77.79083).

Ассы-Тургень. Поездка за грибами

Дети надувают матрас

Говорят, что у местных чабанов можно дешево купить барашка на шашлык.

В лесу валяются остатки барана

Ночи в горах всегда холодные, причем совсем рядом могут пробегать лошади на свободном выпасе.

Лошади в горах на свободном выпасе

Жеребенок пьет молоко у матери

Нашим друзьям повезло вдвойне, они-таки нашли грибы, размером с два кулака, они их называли шампиньонами. Также нашли черные и белые грузди. А нам не встретилось ничего, зато в горном лесу вниз и вверх полазили прилично.

Утро в горах

Среди этих гор находится астрономическая обсерватория Ассы-Тургень.

Астрономическая обсерватория Ассы-Тургень

Спустившись с гор, попрощались с друзьями. Каждый поехал своей дорогой.

Неожиданная поломка

На подъезде к Алмате ничто не предвещало новых забот. За спиной десятки головокружительных спусков и подъемов, тысячи километров различных дорог, на которых наш УАЗ Патриот вел себя безукоризненно. Погода идеальная, дорога ровная, пробок нет. Вот в одном маленьком населенном пункте пару машин впереди начали притормаживать, чтобы пропустить пешехода. Стала притормаживать и сидящая за рулем Таня. Но педаль тормоза вдруг провалилась до самого пола без признаков жизни! Ловкий уход вправо на обочину, и ей удалось избежать столкновения с впереди идущей машиной буквально в нескольких сантиметрах. Начали разбираться. Оказалось, что на правом переднем колесе лопнул тормозной шланг, требуется замена. Естественно, таких шлангов у меня нет. Сейчас-то, конечно, уже есть, и не один, но тогда не было, не знал я ещё таких поломок. Магазины искать негде, и до них еще доехать надо, а я даже слабо представляю, что за шланг мне нужен. Повезло, что как раз напротив места поломки находилась станция техосмотра. Это нас и спасло. Выручил молодой казах (да живёт он вечно и в достатке!), волей случая оказавшийся на рабочем месте. Он посмотрел поломку и предложил гениальное простое решение: заглушить конец шланга, вкрутив внутрь подходящий по размерам болт и обжать хомутом. Правое колесо останется без тормоза, но, по крайней мере не спеша, ехать будет можно. Пока я домкратил машину и снимал колесо, Таня сбегала на АЗС за тормозной жидкостью. Казах оказался настолько правильным, что сказал мне наливать жидкость в бачок, а сам в это время очень умело проделал всю предложенную им же операцию. Затем исчез, отказавшись даже вымыть руки. Спасибо тебе, добрый человек, за помощь! Пусть никогда в мире не переводятся такие люди!

Чей-то личный транспорт, припаркованный у дороги

Вечером, как отдушина после случившейся неприятности, нас накормили настоящими домашними казахскими мантами из баранины. Родители друзей умеют очень вкусно готовить. Я съел точно больше десятка, до того как опомнился, что дальше есть уже неприлично, я же в гостях. Поэтому, съев еще парочку, твердо решил, что съем еще парочку и остановлюсь. Хотя бы минут на 10.  Через 15 минут, приложив грандиозные усилия, я заставил себя выйти из-за стола, дожевывая очередной мант.

Поиск запчастей на УАЗ Патриот и ремонт в Алмате

Тем временем параллельно велась активная работа по поиску нужного тормозного шланга с помощью наших друзей и их родителей. Оказалось, что во всей Аламате запчастями для УАЗ Патриот торгует только один человек на авторынке. Он-то и подсказал, какой именно шланг нам нужен. На следующий день, купив шланг, я попытался его поменять. От колеса открутил без проблем, а вот открутить от соединения с медной трубкой оказалось непросто. Гайка закисла и не реагировала на мои усилия, даже сдобренная WD-40 и крепким словом. Отчаявшись, было решено ехать в сервис. Если бы не отец друзей, который меня возил на рынок и сопровождал по сервисам, туго бы пришлось. Автосервисов было всего 5. На трех из них вообще не ремонтировали УАЗы, на четвертом, очень крутом по внешнему виду, с кучей подъемников и разных приспособ, охотно согласились отремонтировать. Местный мастер-казах позвал слесаря-русского и сказал поменять шланг. Я рассказал суть проблемы, что мол понадобится газосварка, потому что гайка прикипела, надо нагревать, иначе никак. Слесарь-русский спросил какая машина и узнав, что УАЗ, мгновенно отказался: «Ааа, УАЗик. Ничего не получится, точно трубку поломаем, а у нас развальцовки нет, даже браться не буду». Вот так «помог» соотечественнику. Оставался один сервис, где-то в тесном гараже. Мы сначала туда ехать не хотели, слишком уж он ненадежно выглядел. Да и работали там казахи, а им, говорят, часто плевать, ну сломают и ладно. Но выбора не было. Парни запросили цену в 5 раз меньше, чем в предыдущем крутом сервисе (около 300 тенге, 60 руб.). Но сказали, что сегодня не получится, так как домкраты заняты. «А у меня свой есть!» — сказал я. И парни взялись за работу. Ничего они прогревать не стали. Принесли хорошие ручные тиски (теперь у меня тоже такие есть) и в момент открутили гайку. Никакая медная трубка при этом не отломилась. Короче, уже через полчаса мы уехали от них на полностью исправной машине.

Отъезд в Россию

Уже почти месяц мы находились в путешествии, поэтому решили уезжать в запланированный день, не смотря на то, что день клонился уже к вечеру. Спасибо друзьям и их родителям за гостеприимство!

Первая стоянка по пути домой была за Куртинским водохранилищем на реке Курты (GPS координаты: 43.89737, 76.33248). В конце августа стаи уток садятся в воду недалеко от палатки.

река Курты

Ночевка на берегу реки Курты недалеко от трассы

Лошади пасутся всюду.

Лошадь, собственной персоной

И вдоль берегов речки

Цены на арбузы и дыни в Алмате

В Алмате мы ездили на центральный рынок «Алтын Орда» закупаться вкусными арбузами и дынями. Туда со всего южного Казахстана приезжают машины продавать товар. Выбор огромный. Можно пробовать все, что угодно, и торговаться. Остановились около одной из машин с арбузами, рядом с которой стоял ценник 70 тенге (14 рублей). На первый взгляд, не сильно дешевле, чем в России. В Москве, к примеру, можно найти арбузы по 20 рублей за килограмм. Разница лишь в том, что на ценнике на казахском рынке была указана сумма не за килограмм, а за штуку. То есть, средний арбуз в 7-8 кг стоит 14 рублей. Мы купили, сколько смогли запихнуть в машину. Дыни на рынке стоили 40 руб. за штуку (похожие на дыни Амре). К сожалению, пока в сортах дынь и арбузов мы плохо разбираемся. А позже, на обратной дороге, увидели еще казахов, торгующих арбузами и дынями. Арбузы у нас были, а вот от дынь мы бы не отказались. Остановились спросить почем «колхозница» (хотя сорт, наверняка, называется иначе, но они очень похожи на наши колхозницы). Продавец назвал цену: 1000 тенге (200 рублей). Дорого, однако. Но выяснилось, что эти дыни продают сетками. В сетке примерно 9 штук, каждая дыня размером с голову ребенка 6-8 лет. И цена 200 рублей за целую сетку! Таким образом у нас появились и дыни в дорогу.

Итого, в конце августа 2017 года на рынке в Алмате:

  1. Арбузы весом 7-8 кг стоили 14 руб. за штуку
  2. Дыни весом 1-1.5 кг стоили 200 руб за 9 штук.

Юный путешественник

Миражи в степи

Интересное явление — мираж. Видите на фотографии ниже деревья и водоем? А на самом деле их нет! В этом месте голая степь до самого горизонта. Миражи в степях встречаются очень часто, особенно на дороге. Едешь, видишь впереди далеко дорога мокрая, как после дождя, даже лужи блестят. Подъезжаешь ближе, дорога сухая, но стала мокрая подальше. Подобные фокусы с дорогой можно иногда и у нас увидеть в жаркое время, но в Казахстане летом такие обманы зрения постоянны.

Мираж в степях Казахстана

 

Урочище Бектау-Ата

Следующее место для остановки в пути нам посоветовали друзья. «Никого там не бывает», — сказали они. И оказались правы. Бектау-Ата — несостоявшийся вулкан посреди ровной степи, находящийся между озером Балхаш и Карагандой (GPS координаты: 47.3567, 74.74909).

урочище Бектау-Ата

урочище Бектау-Ата

Урочище Бектау-Ата — оазис среди полупустыни. Три горы, которые видны за 50 км. Рядом с горами есть озеро, огороженное плотиной. Очень спокойное место. Много разных птиц и достаточно места для ночевки в палатке. Ночью комаров не было. Над озером всю ночь летают мыши.

Урочище Бектау-Ата

Урочище Бектау-Ата

Верблюды гуляют и по дорогам, и вдоль дорог. Будьте осторожны, водители.

Корабли пустыни на обочине

От Караганды до Астаны платная магистраль 120 км/ч. Но 26.08.2017 пункт оплаты еще не был построен.

Дорога Караганда-Астана

Дорога Караганда-Астана

В полях идет уборка урожая

Ночевали мы в проверенном месте перед Астаной. Только успели раскинуть палатки, как подъехал владелец этого огорода, кстати, русский. Узнав, что мы мирные кочевники и не претендуем на его урожай, уехал.

На следующий день мы уже подъезжали к границе. По пути заметили еще одно отличное место для ночевки на реке Калкаман, в ней можно хорошо порыбачить. Но был полдень, нам рановато еще ночевать, но метку в карте на всякий случай поставили (GPS координаты: 51.7863, 69.46435). И поехали поближе к Костанаю.

Аграрный Казахстан

Переночевали на реке Тобол. (GPS координаты: 53.1013, 63.57995).

Река Тобол — отличное место отдыха

В конце августа вода теплая, можно купаться

Границу прошли на удивление быстро и без проблем. И вот мы уже в России возле дождливой Уфы. (GPS координаты: 54.79268, 56.42764)

Ночевка под Уфой

Здесь уже почти осень. А на дорогах нас останавливали ГАИшники взмахом полосатой палочки. Кстати, будьте внимательны, ловят на пустой трассе издалека, в любую погоду. Смотрят обгоны на пешеходных переходах, наезд на сплошную и т. п., на что многие водители ввиду свободной дороги и внимания не обращают в дальних поездках.

Уфа

Расходы на поездку, включая Киргизию:

Километраж: 11240 км
Бензин: 1377 л / 44000 руб.
Средний расход: 12,2 л/100 км (при общем пробеге по спидометру 146512 км).

Поломки:
1) Лопнул шланг охлаждающей жидкости, идущий от двигателя к печке;
2) Лопнул тормозной шланг на правом переднем колесе.

PS. Расход бензина уменьшился по сравнению с предыдущими поездками. Это не ошибка, а связано с тем, что я перед поездкой, меняя цепь ГРМ, заодно выставил правильно фазы ГРМ двигателя.

Метки: , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

1 комментарий: Казахстан 2017

  1. Сергей пишет:

    Очень подробно всё описали ребята! Молодцы! Отважные путешественники!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *