Север европейской части России привлекал нас давно. Очень хотелось увидеть настоящую тундру, дикую, манящую. Выбор пал на полуостров Рыбачий.
Экипаж UAZ Patriot:
Эдуард (капитан, водитель, механик)
Татьяна (водитель, штурман, старпом механика)
Миша и Ваня (юные путешественники)
Артур (оптимист из Хабаровска)
Тайга (служба охраны, карело-финская лайка)
Автомобиль: UAZ Patriot (УАЗ-3163)
год выпуска: 2012
двигатель: ЗМЗ-409.10
объем: 2,7 л
мощность: 128 лс
комплектация: Limited
пробег: 114531 км
Переславль-Залесский. Плещеево озеро.
8 сентября. Выехали вечером, поэтому было решено перед традиционной ночевкой у друзей в Шексне, остановиться возле Плещеева озера. Есть у нас там проверенное надёжное местечко в лесу неподалёку от берега, где очень удобно расположиться в палатках.
Подъехали к заветному месту уже в полной темноте. К нашему удивлению, при съезде с асфальта на грунтовую дорогу мы наткнулись на преграду в виде высокой насыпи, а рядом и глубокого рва, которые невозможно преодолеть на машине. По обочинам были воткнуты железные трубы таким образом, чтобы желающие съехать на нее немедленно прокололи покрышки. Словом, въезд на полянку был надёжно оцеплён «линией Маннергейма». Я пошёл пешком. Наступил на ровно уложенные ветки рядом с насыпью и тут же почти по пояс провалился в яму. Ладно хоть со дна не торчали колья. Отделался лёгким удивлением. Как говорится — не пройти, не проехать.
С этого момента наша поездка перестала походить на многие предыдущие, по той простой причине, что выбрать место для ночёвки оказалось трудной задачей. И мы отправились вокруг озера в долгие поиски хоть какой-то полянки. Но все съезды с дороги в целях охраны природы были закрыты шлагбаумами. В итоге, мы почти полностью обогнули озеро против часовой стрелки и нашли великолепное пристанище на берегу речушки Векса возле поселка Купанское.
А на утро к нам пришла кряква просить еды.
Позавтракав, отправились дальше, замкнули круг вокруг озера, сфотографировавшись на память на его берегу.
Заехали в Ростов Великий в Кремль, где «Иван Васильевич менял профессию».
Ростов Великий. Кремль.
Год выдался урожайным на яблоки, поэтому Митрополичий сад буквально усыпан ими. Яблони отяжелели от обилия плодов.
Любой посетитель может угоститься яблочками, даже оборудован кран для мытья. Есть их можно сколько угодно, но срывать с дерева запрещено. Можно или брать из ящика рядом с краном, или собирать упавшие с земли.
Шексна.
С большой радостью заехали в Шексну к друзьям. На этот раз нас встречали копчёной курочкой.
Вытегра. Музей подводной лодки Б-440.
Много раз проезжали Вытегру, а так ни разу и не задумались, что же там интересного. Перед этой поездкой специально подготовились. Оказывается, в Вытегре есть музей подводной лодки. Приехали в город поздно вечером. Необходимо было где-то переночевать. И снова начались долгие поиски места в полной темноте. Накануне шли дожди, и вся земля была насквозь пропитана влагой, трава покрыта одеялом из дождевых капель. Не найдя ничего подходящего, встали прямо в городе на каменистой полянке рядом со шлюзом. Со стоянки можно было наблюдать за мачтами проходящих мимо судов.
Музей был весьма интересен.
Слегка вскипает мозг, представляя, как во всех этих вентилях вообще возможно разобраться.
Комфорт для экипажа, конечно же, минимальный.
Гальюн.
Койки.
Офицерам комфортнее.
Но больше всего места выделено для торпед. Звездочки — это крышки торпедных отсеков.
Одним словом — рекомендуем. Интересно и взрослым, и детям.
А это Волго-Балтийский канал.
Взаимоисключающие таблички.
Пудож. Река Рагнукса.
Обычно мы проезжаем Вытегру и ночуем за Пудожем рядом с рекой Рагнуксой. Известна нам одна прекрасная стоянка вдали от дороги, укрытая лесочком. Мы решили туда заехать, чтобы спокойно перекусить. И нас ждал очередной сюрприз. Место не узнать. Весь лес вырублен и расчищен тракторами. Наша стоянка оказалась как на ладони. Долго гадали, что же тут произошло? Очень похоже на расчистку площадки для нового строительства. Тем более, что около дороги стоит заводик типа цементного или асфальтового.
Немного поразмыслив, решили, что всё-таки вряд ли тут строят завод. Скорее всего лес сровняли с землей ради песка. Песок брали для строительства федеральной трассы, по которой мы так хорошо ездим по Карелии. К сожалению, наша стоянка лесом порастёт ещё не скоро.
А заночевали мы уже далеко за Пудожем, рядом с Габсельгой. Ничего подходящего не нашли и просто заехали в лес. Со стоянки сквозь деревья была видна трасса.
Медвежьегорск.
Заполярье.
РосАвтоДор постарался и обновил стелу на полярном круге. Пару лет назад было не такое красочное оформление.
Если позволяет время, то обычно мы едем вплоть до наступления темноты, либо до заранее известного места ночёвки. (Когда-нибудь я соберу в одной статье все координаты наших ночёвок.) На ночь встаём уже в полнейшей темноте. На севере в сентябре темнеет гораздо позже, чем в нашей полосе, это позволяет ехать дольше. Также мы завели очень полезную привычку отмечать координаты своих остановок, в том числе обеденных. В будущем обязательно пригодится.
Остановились за Кандалакшей недалеко от трассы. Дул достаточно сильный ветер. Встать прямо на берегу озера не удалось, сдувало в прямом смысле слова. Пришлось уехать в перелески.
Утро выдалось прохладным.
Как нельзя лучше от ветра спасала наша баня. За всю поездку мы ни разу её не применяли по прямому назначению, зато баня заменяла и укрытие от дождя и ветра, и кухню, и столовую. Даже при очень низких температурах тепла от газовой плиты хватает на то, чтобы сидеть в ней без шапок, расстегнув куртки. И пища готовится значительно быстрее.
Солнышко нас всё же порадовало своим появлением.
И мы поехали дальше
Буквально через пару километров пересекли реку Пиренга. Кстати, тоже неплохое место для ночёвки.
Мончегорск.
Каменная лесотундра на подступах к Мончегорску.
Сам Мончегорск с трассы выглядит сугубо по-фабричному.
А в центре ничем не отличается от большинства наших городов. Здесь есть и свой парк с водоёмом.
Свой лось.
И замечательные улочки.
Мурманск.
Мурманск, как обычно, по-своему грандиозен. Крупнейший в мире город Крайнего Севера. Дорогу на въезде доделали. Теперь там отличная магистраль с панорамным видом на город.
Снова заехали навестить Алешу.
И прокатились по осенним улицам. Зашли в гипермаркет Окей, который удивил нас своими ценами. На многие товары производства Московской области цены ниже, чем в самой Московской области. Арбузы, завозимые из Астраахани (3300 км!) дешевле, чем в центральном регионе. Так что не стоимость перевозки сейчас определяет цены.
До полуострова Рыбачий оставалось совсем немного. Не более 200 км. Всё думали, какие же там дороги, а хватит ли бензина? Топливо заливали на самой последней заправке за городом, после моста через Кольский залив. Цены на бензин здесь очень высокие. Но пришлось залить полные баки, это около 73 литров, и канистру 20 л. УАЗик кушает около 14 л на 100 км, но это по асфальту за городом, а нам предстояла грунтовая дорога.
Река Титовка.
Ночевали где-то на полях, засеянных овсом. Было холодно, но небо высыпало звёздами и появилась луна.
Утром погода продолжала радовать.
Увы, но такое небо предвещает скорые дожди.
Ночью неподалёку я слышал гул. Оказалось, что мы буквально метров 500 не доехали до замечательного перелеска на берегу реки с шумными порогами.
За Мурманском пейзаж заметно поменялся. Деревья почти исчезли. Появились мхи и множество озёр.
Перед поворотом на полуостров Рыбачий расположен пост со шлагбаумом. Уставший военный проверил паспорта у всех взрослых и без вопросов пропустил. Сам поворот метров через 100 за постом вправо.
Дорога сначала долго идёт вдоль реки Титовка, радуя взор великолепными пейзажами.
Титовка достаточно спокойная река со множеством рыбаков.
Рыбаки приезжают абсолютно на любых автомобилях. Там не требуется машина с высоким клиренсом.
Братские могилы и памятники ВОВ на каждом километре.
По мере удаления от трассы, приближаясь к полуостровам Средний и Рыбачий, уже требуется авто с клиренсом повыше.
Дорога так себе. Ехать можно, но очень не спеша. Стоит только чуть поднажать, как тут же начинает раскачивать из стороны в сторону. Одни ямы. И их невозможно объехать всеми колесами. Переключиться на вторую передачу — большая удача. Так и едешь со средней скоростью около 9 км/ч. Как бы крышу не оторвало, у нас там килограммов 60 груза.
Зато природа поражает. Суровая, красивая тундра. Мхи, камни, озёра и небо. И больше ничего.
Полуостров Средний.
Полуостров Средний проезжали по восточной стороне. В Мотовском заливе вдоль берега собираются к отлету за зимовку большие стаи средних (длинноклювых) крохалей.
И где-то на рейде стоит вспомогательное военное судно измерения физических полей «Владимир Перегудов».
Полуостров Рыбачий.
После полуострова Средний начинается полуостров Рыбачий. Наш путь лежал по западной стороне до маяка возле поселка Вайда-губа. Дорога преобразилась. Ям стало гораздо меньше. Полотно из грунтового превратилось в щебень. Если появлялись глубокие лужи, то дно у них было таким же твёрдым. Может потому, что на самом полуострове военных действий во времена ВОВ не было.
Как бы ни был далёк этот край, довольно-таки часто можно встретить людей. Однажды одинокий турист прошёл нам навстречу. А на побережье разбит целый лагерь.
Машины едут одна за другой. Конечно же, все передвигаются приблизительно с одинаковыми скоростями, поэтому складывается впечатление, что ты один в этой безмолвной тундре. Встретили зайца и лису.
А на одной из зеленых стоянок, когда начинало заметно смеркаться, нас опередил внедорожник. Не очень больших размеров и клиренсом пониже. Мы его быстро догнали, но обгонять не собирались. Очень удобно было за ним ехать. Сразу понимаешь с какой стороны форсировать очередную лужу. Когда мы остановились полюбоваться отливом, внедорожник от нас оторвался.
Уже полностью стемнело, и нашего спутника мы могли отмечать далеко впереди только по светящимся габаритным фонарям. Он то пропадал, то появлялся, когда выезжал на очередную сопку. На дороге вдруг появились развилки. Неожиданно. Но габариты впереди вселяли уверенность. Вон он появился справа по курсу, значит и нам на этом перекрестке вправо. Ух ты! Что-то слишком большая лужа, неужели он тут проехал? Что ж, попробуем. Это только трусы сначала замеряют глубину, потом едут. А мы умные, мы сразу едем. А лужа всё не кончается и не кончается. Уж не по руслу ли реки едем? Вода как-то всё выше и выше. Пороги уже под водой, слышно бульканье заливающейся куда-то в машину воды. Хорошо, что ничего вокруг не видно. Не так страшно. Как же он тут ехал? Ему же водичка уже до фар могла дойти, а ни шноркелей, ни лифта у него я не заметил. Вот смелый же товарищ!
Лужа успешно закончилась. На сухом месте водичка начала выливаться из всех доступных мест. Журчала довольно долго. Хорошо, что в салон не протекла. Проехали ещё метров пятьдесят по сухому, и тут я ещё раз удивился. Впереди была уже не дорога, а сплошное месиво из грязи и воды. Это среди камней в тундре! На этот раз достали фонарики и пошли исследовать. Явно на уазиках проезжали, может ещё на камазах-уралах. Где же ехал наш «проводник»? Вроде бы и свежие следы, а вроде бы и нет. Тут по обочине-то пройти сложно — болото! Мозг лихорадочно ищет решение и приходит к выводу, что скорее всего наш спутник здесь не проезжал. На той развилке он свернул влево. А потом мы его увидели справа по курсу, потому что дорога на сопке повернула вправо. Надо возвращаться.
На перекрестке мы, наконец-то, поняли как определить точную дорогу на полуострове Рыбачем до поселка Вайда-губа, даже если здесь оказался впервые. Вдоль всей правильной дороги по обочинам установлены бочки с камнями. В середину бочки воткнут шест, метра три высотой. На самом верху шеста приклеена светоотражающая лента. Ни днём, ни ночью не заблудишься. Скорее всего зимой по этим меткам местные определяют точное направление. Больше проводники нам были не нужны.
Приближаясь к поселку, появляется очень много развилок. Здесь уже опасаться нечего, каждая дорога хорошо наезжена и луж фактически не встречаешь. Бочки с шестами ушли вправо, в посёлок. А нам надо влево, к маяку. Его зеленоватое свечение видно из-далека. Сам маяк охраняется и обслуживается воинской частью, на территории которой он расположен.
Наших спутников мы встретили там же. У шлагбаума. Дальше проезд запрещён. Они начали раскладывать столик для ужина и, похоже, спать планировали в машине.
А мы полюбовались маяком и задумались, где же переночевать. Самой отдалённой точки маршрута мы достигли, всё, что будет дальше уже можно считать обратной дорогой. От Москвы до Вайдагубского маяка одометр показал 2427 км.
Время уже приближалось к полуночи, а мы всё мечемся между маяком и посёлком в поисках места для ночлега. Везде дует. Причём сильно дует. Недалеко от посёлка нашли местечко, где ветер почти не ощущается, но зато ощущается запах горелой солярки от работающей где-то дизельной электростанции. Нюхать соляру всю ночь никому не хотелось, пришлось продолжать поиски. В итоге, развернули палатки прямо на побережье, где слышен шум прибоя. Палатку попытались поставить в баню, чтобы не так сильно дуло. Но через час-другой баню снесло ветром…
Прогноз не подвёл. На утро ветер усилился, а дождик, начавшийся с вечера, так и продолжал моросить.
Вдоль всего берега остались следы прошедшей войны: сквозь камни прорублены траншеи, которые тянутся от одного ДОТа к другому. Вполне отчетливо можно разглядеть сектора обстрела. Укрепления основательные, с моря атаковать практически невозможно.
Само Баренцево море было достаточно спокойным. Не сказать, что сильно штормило, но байдарку бы точно перевернуло.
Пищу готовили уже традиционно в бане. Ветер надувал ее парусом. На улице готовить было невозможно даже при огромном желании.
Улучив момент без дождя, сделали групповое фото, собрали лагерь и отправились осматривать окрестности уже при дневном свете.
Под ногами сплошной ковёр из мхов и ягод. В основном шикша и дёрен шведский. Встречаются грибы.
И ПОВСЮДУ валяется железо, будто люди в панике убегали от конца света. Железо спрятано во мхах на каждом метре. На фото этого не видно. Ходишь по железу, спишь на железе.
Возле самого посёлка Вайда-губа целые парки ржавеющей техники.
Но жизнь там есть. Люди выполняют свои повседневные обязанности. Видны то ли антенны, то ли телескопы.
Дорога к посёлку.
А сам посёлок поделён на две части. В одной живут.
Другая заброшена.
В/ч 90719 состоит из трех-четырех построек, в основном деревянных.
И над всем этим одиночеством горделиво возвышается Вайдагубский маяк.
Дольше задерживаться мы не стали. Погода не благоприятствовала. Двинулись в обратный путь.
А поток туристов навстречу не иссякает.
Переночевали на реке Титовка. Дров нет. Вообще нет. Рыбы тоже. И всё сырое. Ладно хоть без ветра. Но иногда солнышко выглядывало нас подразнить.
Спускаемся южнее. Появились нормальные леса. Но тоже дожди.
Учебный год никто не отменял.
Самь-сыйт.
Было решено, если не встретим на Рыбачем северного оленя, то заедем в саамскую деревню Самь-сыйт, что находится недалеко от города Ловозеро. Это на восток от трассы Кола.
Начинали они с двух оленей. Потом дело пошло, и уже приглашают туристов покататься на упряжках. Сами вывели породу северных кроликов, которые теперь не нуждаются в уходе. Живут самостоятельно и бегают вокруг, как кошки. Поглядеть на оленей не бесплатно.
Кузема, Белое море.
На Рыбачьем из-за погоды порыбачить не удалось, а рыбки-то свежей хочется. Поехали на наше проверенное место на Белое море возле деревни Кузема.
Приехали, как обычно, далеко заполночь. С моря дует. Хорошо, что дождя нет. И повезло, что попали в отлив, проехали по сухому. В прошлый приезд в это время весь берег был усеян туристами. Сейчас же все стоянки оказались свободными. Погода всех выгнала. Нам это на руку, выбирай любое место. Но дует везде. Выбрали, где потише. Укрылись тентом и отрубились.
На следующий день тёплое солнышко разогнало тучи. Капитан сидел на камнях и прикидывал, можно ли в такую волну выйти на байдарке за треской. Решил, что можно.
Мелочь, а приятно. Треска и камбала.
И не просто приятно, а очень вкусно.
В это трудно поверить, но на горизонте не острова, а миражи.
Луна.
На второй день солнышка уже не было.
И мы поехали ещё южнее.
Родник на трассе Кола, обозначен дорожным знаком. Воду можно наливать сразу с четырёх сторон.
Ондозеро.
Следующим местом у нас планировалось озеро Ондозеро. Но до него ещё далеко. Пока искали, где бы переночевать, заехали не пойми куда. Причем сначала шла обычная лесная дорога. Я точно видел следы от автомобиля, по которым и уверил себя, что мы на верном пути. Но в какой-то момент начали одолевать смутные сомнения. Это случилось ровно посередине болота где-то в полночь. Мы только что проехали длинную лужу, перевалив через бревно поперёк. и выехали на сухое место. Но буквально в метре начиналась следующая лужа посерьёзнее. А автомобильные следы так и тянулись дальше. Пошёл с фонариком разглядывать опасности. Почти сразу же обнаружилось огромное бревно опять же поперёк дороги до середины. Но высота бревна от земли сантиметров 50. Я точно не проеду. Но как же тот другой проехал? Справа и слева от дороги болото. Встаёшь и засасывает. Анализирую дальше и понимаю, что колея от того другого слишком узкая — это квадроцикл! А я ехал за ним как за легковушкой… Теперь надо разворачиваться. Представьте ситуацию: ночь, моросит дождь, спереди и сзади машины один метр до вязкой грязи. Справа и слева по полметра до топкого болота. Задача: развернуться. В общем, было весело. Захочешь — развернешься. Мы развернулись. Поехали обратно на трассу, где-то свернули и переночевали.
До Ондозера мы ехали несколько лет. Каждый год при попытке туда проехать попадали не на то озеро. Но в эту поездку я подготовился основательно и нашёл верный поворот. Ондозеро обещало хорошую рыбалку. В теории. А также Яндекс со спутника обещал широкую, хорошо наезженную дорогу. Практика показала иное.
О том, что уже темнело и вскоре наступила ночь, наверное, говорить нет смысла. Почти каждый поиск стоянки или ночлега у нас заканчивается именно таким образом. Редко, когда удаётся приехать до темноты. Свернули в лес. Дорога хорошо наезженна. Через полчаса движения попали в пробку! Впереди на сухом местечке в 12 часов ночи нам встретился Volkswagen Amarok с московскими номерами. Они тоже следовали на Ондозеро. Сказали, что их там уже ждут с лодкой, а они сейчас не спешат и собирают грибочки. Конечно же, экипаж был выпивши. На том и расстались. Такая встреча вселила уверенность, что едем верной дорогой.
Ниже показаны фотографии обратной дороги. Ночью выглядит немного по-другому. К сожалению, техники для качественной ночной съемки у нас нет.
Совмещая карту с интуицией, нашли хорошую полянку для стоянки.
Здесь мы впервые смогли организовать нормальный костёр. На полянке даже стояла самодельная баня.
А вот рыба не ловилась. Мы пробовали и с байдарки, и с берега, и с плотины, и на спиннинг, и на удочку, и в озере, и в реке. Ну, не захотела она ловиться и все тут.
Гусиные косяки пролетают с периодичностью раз в 15 минут. Бывает, что и гуси-одиночки летят.
Зато ягодники в тех краях великолепные. Объедались голубикой и набрали в дорогу много брусники.
Едем дальше на юг, повезёт ли с рыбкой?
Тихвин Бор.
Наш друг из Хабаровска, будучи на заработках на Сахалине, узнал великолепное лекарство от простуды — ягель (белый мох). Википедия подтвердила эти знания. И мы на радостях стали заваривать ягель вместе с другими травами, а иногда так пить, отдельно. С собой тоже набрали. На фото видно, как мы его сушим на торпеде УАЗика.
Рыба ловится 100% на озере Ниголамба. Но сейчас слишком сыро, не проедешь. Поэтому решили поисследовать другие озёра за посёлком Тихвин Бор.
Сыро и холодно. Костёр разжечь нереально. Я обошёл всё вокруг — нет сушин. Те, что кажутся сухими, сочатся водой после того, как воткнёшь в них топор. Поэтому я в очередной раз нахваливаю нашу прекрасную баню, которая как баня, так и не использовалась, зато прекрасно исполняла роль кухни и столовой.
А кто-то продолжал впихивать в себя знания. Кто-то играл, кто-то сторожил.
Я обошёл в округе озера четыре. Ловил даже на болоте. Ничего. Вода в озёрах прозрачная, как слеза. Но, к сожалению, по опыту мы знаем, что это верный признак отсутствия жизни. Таких озёр не мало в Карелии. Если же вода мутноватая, коричневая или зеленоватая, то обычно слышно, как рыба плещется. На этом озере не плескалось ничего. Воду тревожили только капли дождя. Зато природа поражает. Тишина и простор.
Теперь домой. Отогреваться и сушиться. Занимаем штатные места.
Дороги уже перестали удивлять.
Кстати, в этой глуши прокладывают интернет. Прямо вдоль этих самых дорог! Мы ночью наткнулись на звук трактора, а днём более внимательно рассмотрели тот самый кабель, которому отведена столь значимая роль в формировании культуры отдалённых районов.
Было и сыро, и холодно, но север в своих мыслях не отпустит никогда, приглашая вернуться снова.
Расходы на поездку:
Километраж: 5024 км
Бензин: 717 л / 25492 руб.
Средний расход: 14,3 л/100 км (при общем пробеге по спидометру 119555 км).
Машина ни разу не ломалась.